Ольга Смирнова

Еще во время учебы Ольга Смирнова пробовала силы в различных сферах: организации и проведении мероприятий, журналистике, в том числе на интернет-радио, HR-менеджменте. Но в итоге нашла себя в профессии, полученной в МИРЭА по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». О выборе профессионального пути и нынешней деятельности Ольга рассказала во время беседы.

Как выбрали именно эту специальность? Почему именно в МИРЭА?

Я поступила в МИРЭА еще до вступительных экзаменов по результатам всероссийского тестирования (помню, что результат по математике был 9 из 10 возможных баллов). Выбор специальности был обоснован наиболее близкой и интересной программой курса занятий. Как оказалось, в итоге я не ошиблась. Направление действительно востребовано и до сих пор мне интересно.

Вашему первому трудоустройству содействовал МИРЭА?

После защиты диплома преподаватель нашей кафедры (Интеллектуальных технологий и систем) Валентина Валентиновна Баранюк, которая до сих пор является моим учителем и руководителем, пригласила меня на работу аналитиком во ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» (Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления). Основным направлением деятельности организации на тот момент являлась разработка информационных и управляющих систем двойного назначения. Как оказалось, благодаря Валентине Валентиновне большое количество выпускников МИРЭА трудилось в этой организации. Первым достижением за испытательный срок считаю успешную презентацию проекта системы учета экспертных мнений и рейтинга возникающих предложений, работу над которой я начинала еще в рамках дипломного проектирования, лично Михаилу Ухову, советнику генерального директора Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко.

Далее было много интересных опытно-конструкторских работ на тему разработок информационно-аналитических систем в рамках ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ», а также в рамках работы в инжиниринговом центре НИЯУ МИФИ, куда меня пригласили к сотрудничеству. Выступала в качестве аналитика, координатора проектов, разработчика конструкторской и программной документации, прошла все этапы ОКР от написания и подачи заявки на тендер до участия в испытаниях программных продуктов. Опыт, на мой взгляд, очень разнообразный и интересный, позволяющий представить и комплексно описать проект системы, выяснить и обобщить все пожелания заказчика, пояснить задачи для программистов, а также отстоять на испытаниях принятые технические решения или уже реализованные системы.

Расскажите, пожалуйста, о нынешней работе.

В настоящее время я старший аналитик Центра разработки специального программного обеспечения Научно-производственной компании «Высокие технологии и стратегические системы» (ЗАО «НПК «ВТ и СС»), входящей в группу компаний РТИ (АФК «Система»). Одно из основных направлений деятельности ЗАО «НПК «ВТ и СС» – разработка ситуационных центров и систем поддержки принятия решений для органов исполнительной власти, силовых министерств и ведомств, предприятий и организаций.

Вы преподаете ряд дисциплин нынешним студентам. Что подвигло заниматься этой деятельностью?

В 2013 году начала преподавать совместно с Валентиной Валентиновной в НИЯУ МИФИ, а уже спустя некоторое время вернулась в качестве преподавателя и на родную кафедру в МИРЭА. Летом этого года успешно защитились 3 моих дипломника в НИЯУ МИФИ и 4 дипломника на «отлично» в МИРЭА. Надеюсь, мне удается передавать ребятам, помимо теоретических, и практические знания, полученные при реализации проектов. По крайней мере для меня преподавание стало неотъемлемой частью жизни, где я сама также получаю новые знания, идеи и эмоции от общения со студентами. Также стараюсь по мере возможности вносить разнообразие в учебный процесс: возила группу магистров на форум «Территория смыслов», где мы посещали семинары и лекции ведущих представителей ИТ-сферы бизнеса и государственного управления. Помимо этого, с прошлого года проводим курсы повышения квалификации в МИРЭА «Основные методологии, применяемые при создании автоматизированных систем» и «Управление классификаторами и нормативно-справочной информацией в системах государственного и корпоративного управления». А также представилась возможность принять участие в проектировании внутренних процессов деятельности административных подразделений вуза.

Вузовская педагогическая деятельность нередко связана с научной. Неужели при столь высокой занятости удается заниматься еще и этим?

В 2014 году я принимала непосредственное участие в создании МНИЛ ИБМ (Междисциплинарной научно-инновационной лаборатории информационной бионики и моделирования) МИРЭА, в рамках которой были выиграны и успешно выполняются 3 гранта. Один из них – это особая гордость: индивидуальный грант по исследованию социальных сетей «Методика выделения (аудио, видео и текстовых) признаков, характеризующих «социальный портрет» человека и психоэмоциональные особенности его информационного образа».

Могу похвастаться также 31 опубликованной научной работой, из которых 8 статей в международных журналах, индексируемых в Web of science и Scopus, и 13 в журналах, рекомендуемых ВАК.

Преподавание и научная деятельность, к которой удается привлекать и студентов в рамках нашей лаборатории, это крайне интересно и перспективно. Надеюсь, в скором будущем сможем похвастаться новыми успешно выполняемыми проектами.

Кроме лекций и семинаров, чем еще занимались в МИРЭА в студенческие годы?

Во время учебы был очень ценный для меня опыт работы в детских лагерях вожатой и в студенческих – аниматором. Еще в 2006 году я участвовала в создании педагогического отряда «Атмосфера», который впоследствии завоевал статус лучшего в России. Проработала около 5 сезонов и зимой, и летом от Подмосковья до нашего и болгарского черноморского побережья. Это чудесное время, которое подарило мне незабываемые эмоции, яркие впечатления, колоссальный опыт и самое главное – хороших друзей, с которыми мы до сих пор вместе.