Добровольцы организуют экспедицию к таёжной отшельнице несколько раз в год. Они не только помогают ей вести хозяйство, но и записывают истории из её жизни.
Таёжная отшельница Агафья Карповна — не просто самая известная в мире представительница старообрядцев. В век информационных технологий она стала настоящим культурным феноменом. Последняя из рода Лыковых — носитель уникальной истории и традиций, к которым многим хотелось бы прикоснуться.
Волонтёры МИРЭА — Российского технологического университета помогают ей на протяжении последних восьми лет. За это время студенты стали настоящими хроникёрами истории жизни Агафьи Лыковой с того момента, когда её имя уже оказалось незаслуженно забытым, до одной из самых драматичных страниц её жизни, где были и пожар дома, и даже долетевшая до тайги пандемия коронавируса.
Помощь студентов-волонтёров
Уже почти 35 лет Агафья Карповна живёт одна в непролазных лесах у реки Еринат, что на территории заповедника «Хакасский». Сюда после долгих скитаний бежала от гонений и раскулачивания семья старообрядцев Лыковых. Отца с четырьмя детьми обнаружили летом 1978 года геологи, когда проводили воздушные съёмки в самом верховье Абакана.
Сегодня небольшое хозяйство Агафьи Лыковой стало настоящей, хоть и труднодоступной, достопримечательностью Хакасии. Козы, собаки, кошки, куры и огород, где она выращивает свёклу, горох, картошку и капусту. Сеет рожь и пшеницу, которую осенью жнёт серпом. Всё, как в старые времена.
Вот только годы берут своё, управляться в 78 лет на заимке становится всё труднее, поэтому отшельницу под своё опекунство взяли студенты московского РТУ МИРЭА, известного своим волонтёрским центром с развитой широкой сетью добровольческих экспедиций по всей стране.
Как вспоминает проректор вуза Игорь Тарасов, его личная история знакомства с Агафьей началась ещё в 2011 году, когда одна из групп добровольцев поехала на Байкал организовывать туристические тропы. Именно там один из сотрудников Прибайкальского национального парка рассказал, что в Хакасской тайге затерянной отшельнице Агафье Лыковой нужна помощь: заготовить провизию для животных на зиму, да и просто нарубить дров, чтобы можно было согреться. С тех пор он каждый год отправляет экспедиции в верховья Абакана.
Первые два года добровольцы добирались рекой, путь в 300 километров вверх по течению занял несколько дней. Приходилось и волоком тащить на себе лодки через заломы и маловодные перекаты. Маршрут не каждому под силу: то в лесу провалишься в расселину, то трос лодочного мотора оборвётся о торчащие из залома коряги. К Агафье группа пришла промокшая до нитки. Учитывая, сколько работы предстояло проделать, чтобы подготовить бабушку к зиме, нужно было искать альтернативный способ доехать до места назначения. Так, через год нашли спонсоров, которые помогают группе — доставляют их вертолётом.
Экспедиции к отшельнице стали доброй традицией
Как известно, характер у отшельницы твёрдый, как и положено людям, живущим в суровых условиях. Но уж если подружится с кем, то навсегда. Так и произошло со студентами РТУ МИРЭА. В первый визит волонтёры пробыли на заимке Агафьи всего два-три дня: поработали, пообщались, подружились. А под конец она шла провожать их до лодки полтора километра и подарила на прощание камушек.
Сейчас адресные экспедиции к Лыковой стали доброй традицией университета. Казалось бы, как могли подружиться два диаметрально разных мира: высокие технологии, цифра и отшельничество? Студенты признаются, они многому учат друг друга. Парни пилят дрова, устраивают поленницы. А девушки даже научились жать траву серпом.
Агафье они показали, как пользоваться петардами, чтобы отгонять от дома и скота медведей. Теперь она каждый раз просит привозить пиротехнику, такое нетривиальное средство оказалось незаменимым в хозяйстве. В знак благодарности всегда угощает ребят продуктами со своего огорода и печёт для них хлеб на бездрожжевой закваске по старинному рецепту.
Но, как признается проректор
Игорь Тарасов, курирующий волонтёрский центр университета, практические навыки выживания в суровых условиях — лишь малая толика, чему Агафья научила молодых ребят.
Как-то, рассказывают волонтёры, ходили с ней в старый дом, где Агафья с семьёй жила 40 лет. Чтобы навестить могилы родных, шли через реку и крутую гору. Долгий поход с двумя ночёвками, но она покорила всех своей выносливостью.
В таких вылазках Агафья делится с ребятами уникальными историями своей жизни, пересказывает шутки и народные страшилки, которые слышала ещё от своего отца. Им же она поведала историю своего рождения и как Карп Лыков вымолил дочь у тайги. За годы адресных экспедиций студенты насобирали информационных жемчужин на целую биографическую книгу, где есть глава и про пожар в старом доме отшельницы, и авторские фразочки: «То ли приедешь ещё? То ли знаешь? То ли был там?».
Студенты перенимают, переговариваются, перешучиваются в университетских коридорах. Даже составили свой «слэнговый словарь» Агафьи. Например, «Каво-о-о» переводится как удивлённое «Да ты что?». С её певучим обдуманным говором каждая фраза получается веской и хлёсткой. И это тоже важные наблюдения студентов к информационному портрету отшельницы.
Им же она как первоисточникам ведает обо всех новостях: впервые рассказала про загадочную хворь — предположительно коронавирус, которым переболела и излечилась зимой прошлого года.
Зарисовки из жизни Агафьи легли в основу клипа в Rutube
С этими же студентами отмечала важные вехи: они навещают её в начале августа, захватывая два церковных праздника, и, когда позволяют обстоятельства, зимой под Новый год. Привозят подарки: орехи, фрукты и сухофрукты, чтобы дольше хранились. Зимний визит занимает всего часа три-четыре, но каждый раз успевают расспросить Агафью о её житье-бытье.
Новый год, как и день рождения, она не отмечает — это не христианские праздники, а вот в дни церковных событий работать ребятам не разрешает. Не положено. Но сама радуется, наряжается, поздравляет, выдерживает шестичасовую службу.
Насчёт Рождества, вспоминают волонтёры, говорила так: когда жили в семье, подарки друг другу не дарили. Было не принято, в тайге какие подарки? Но рождественские службы всегда проводили. А они бывают очень длинными.
Зарисовки из жизни Агафьи уже легли в основу музыкального клипа в Rutube. Видео, как и песня, получилось проникновенным: «А правда ведь? Или мне кажется, а снег запятыми стелется. В спячку душа уляжется, в снег поседеет медведица». Отснятого материала, где бабушка, по-детски улыбаясь, рассказывает гостям одну из своих историй или окидывает взглядом свой дом — тайгу, хватит на большой цикл документального кино. Его студенты тоже активно снимают и выкладывают на Rutube-канале. Новые кадры они привезли из недавней экспедиции, откуда вернулись буквально на днях.
Как говорят в РТУ МИРЭА, Агафья стала творческой музой для студентов, но не только. Это живой пример трудолюбия, силы духа, несломленной веры и упорства. В век информационного бизнеса и даже инфоцыганства, мнимых кумиров Агафья Лыкова становится правильным ориентиром и вдохновляющей ролевой моделью для нового поколения. Будучи носителем уникальных самобытных традиций и ценностей, она буквально передает историческую память, и духовный опыт, и нематериальное культурное наследие следующему поколению.
Материал с
сайта АиФ.