Top.Mail.Ru

Представители РТУ МИРЭА обсудили будущее исторического образования на всероссийском совещании «Модели и перспективы развития исторического образования в вузах России»  

12.11.2025

6–7 ноября в здании Президиума Российской академии наук в Москве состоялось всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами истории исторических факультетов вузов России «Модели и перспективы развития исторического образования в вузах России». Мероприятие было организовано Институтом всеобщей истории РАН, Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) по истории и археологии при поддержке Российского военно-исторического общества.

В работе совещания приняли участие ведущие эксперты в области исторического образования, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ректоры и проректоры университетов, директора институтов РАН.

В центре дискуссий были ключевые вызовы, стоящие перед историческим образованием. Участники подчёркивали необходимость повышения качества и уровня преподавания истории в высшей школе. Особое внимание было уделено возвращению престижа профессии историка и преподавателя истории.

С программной позицией по этому вопросу выступил председатель Российского военно-исторического общества, помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский. В своём телеграм-канале он отметил: «Задача власти заключается в том, чтобы добиваться в полной мере возвращения престижа и профессии историка, и, особенно, преподавателя истории — и вузовского, и школьного. Причём престижа в самом широком смысле этого слова — от материального вознаграждения до оценки общества, системы общественного поощрения, государственных грантов».

В рамках мероприятия прошли три тематические сессии, на которых обсудили новую модель высшего образования и её перспективы, теоретико-методологические проблемы исторического образования, учебно-методические вызовы, включая подготовку магистров и аспирантов.

Одной из самых актуальных тем стало влияние технологий. В ходе сессии, посвящённой методологии, с докладом «Искусственный интеллект в историческом образовании: новые возможности, новые угрозы» выступил Леонид Бородкин, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой исторической информатики, профессор исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Важной частью деловой программы стало обсуждение нового Положения о федеральных учебно-методических объединениях. В этой дискуссии приняла участие Ольга Геннадьевна Савка, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и документоведения МИРЭА — Российского технологического университета, которая была специально приглашена Оргкомитетом для участия в мероприятии.

Совещание стало ключевой площадкой для выработки консолидированных решений по развитию исторического образования в России, укреплению его роли и места в системе высшей школы и общественной жизни.