Телефонные мошенники — это не просто случайные люди, решившие быстро заработать. Их действия подчиняются определённым психологическим закономерностям, а мотивы часто выходят за рамки простой материальной выгоды, рассказала в беседе с RT Елена Шпагина, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Института технологий управления РТУ МИРЭА.
«Исследования показывают, что многие из них обладают специфическими чертами характера, такими как высокий уровень макиавеллизма — склонности к манипуляциям и циничному отношению к моральным нормам. Они умеют быстро распознавать эмоции жертв и использовать их слабые места: страх, доверчивость или невнимательность», — поделилась специалист.
По её словам, одним из ключевых факторов, толкающих людей на мошенничество, является не только жажда лёгких денег, но и ощущение безнаказанности.
«Анонимность телефонного обмана создаёт иллюзию, что жертва останется лишь абстрактным «клиентом», а не реальным человеком с эмоциями и проблемами. Это позволяет мошенникам отключать эмпатию и рационализировать свои действия, оправдывая их необходимостью «просто делать свою работу».
Однако проблема может быть глубже. Некоторые мошенники, особенно в организованных группах, действуют под давлением обстоятельств — финансовых трудностей, угроз или даже принуждения», — рассказала психолог.
Она объяснила, что в таких случаях включаются механизмы психологической защиты: человек убеждает себя, что «все так делают» или «жертвы сами виноваты».
«Это помогает снизить внутренний дискомфорт от осознания собственной аморальности. Интересно, что многие телефонные аферисты демонстрируют признаки нарциссических черт: они получают удовольствие не только от денег, но и от чувства превосходства, контроля над ситуацией. Для них обман становится игрой, где важно не просто получить выгоду, но и «переиграть» другого человека», — пояснила Шпагина.
© 2025 МИРЭА - Российский технологический университет
Все права на материалы сайта mirea.ru принадлежат РТУ МИРЭА. Правила использования сайта.