Программа Фуллстек разработка, направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»
Бакалавриат, очная форма обучения
Ключевые особенности программы
Программа формирует прочный набор компетенций для заблаговременного начала профессиональной деятельности в роли инженера-программиста с широким профилем, обладающего всеми необходимыми компетенциями для дальнейшего роста до позиций владельца продукта, способного управлять портфелем ИТ-продуктов и подразделением управления ИТ-продуктами.
Практическая подготовка студентов выстроена как последовательная траектория профессионального роста от разработчика прикладных решений до техлида и продакт-менеджера, способного проектировать цифровые сервисы, управлять их развитием, а также адаптировать полученные навыки к любым корпоративным платформам, включая 1С:Предприятие. Каждый этап направлен на формирование реальных профессиональных компетенций, востребованных в промышленной ИТ-среде.
Основная профессиональная роль: инженер-программист.
Опережающая профессиональная роль: продакт-менеджер / владелец продукта.
Потенциал роста: способен управлять портфелем ИТ-продуктов и подразделением управления ИТ-продуктами.
Выпускник программы — это специалист, который прошёл поэтапное развитие от начинающего разработчика до техлида или технического продакта, способного проектировать цифровые сервисы, управлять их развитием, а также адаптировать полученные навыки к любым корпоративным платформам, включая, но не ограничиваясь 1С.
Ключевые преимущества обучения по программе
Раннее погружение в практику и реальные проекты. С 1-го курса студенты вовлекаются в проектную работу по реальным кейсам от партнёров. Учебные задания максимально приближены к промышленным: в курсовых и практических работах рассматриваются сценарии, взятые из бизнес-практики, в том числе с элементами legacy-кода и реальными ограничениями. Ежегодно проводятся командные проекты, хакатоны и соревнования по разработке, что позволяет набраться практического опыта и сформировать портфолио реальных работ. К 3–4-му курсам у каждого студента накоплен опыт участия в нескольких проектах разного масштаба, благодаря чему выпускники уверенно чувствуют себя в ролях, приближенных к junior-разработчику в индустрии.
Полный цикл разработки в образовательном процессе. Программа обучения встроенно охватывает весь жизненный цикл программного обеспечения. Студенты обучаются работе с системой контроля версий Git с первых семестров, практикуют командную разработку с использованием pull-request и code review на семинарах. В курсах дисциплин внедрены элементы Agile (гибкого управления проектами) и практики CI/CD: студенты учатся автоматизировать сборку и деплой своих проектов, настраивать контейнеры Docker для своего ПО, разбирать и исправлять ошибки, в том числе имитируя отладку в production-среде. Также изучаются основы сопровождения и эксплуатации систем (мониторинг, логирование, инструменты управления инцидентами), что даёт представление о этапах пост-разработки. Таким образом, выпускник видит не отдельные фрагменты, а всю цепочку процессов создания и поддержки программного продукта.
Укрепление фундаментальной подготовки. Программа устраняет пробелы в базовых знаниях за счёт усиленной фундаментальной подготовки в первые два года. Студенты углублённо изучают алгоритмы и структуры данных, дискретную математику, архитектуру компьютеров и операционные системы (включая практику в Linux), основы сетей и протоколы. Усвоение этих основ закладывает прочный фундамент для быстрого освоения любых новых технологий в будущем. Дополнительно на старших курсах вводятся специальные дисциплины, развивающие архитектурное мышление и оптимизацию кода, например, изучаются шаблоны проектирования, принципы SOLID, методики рефакторинга и написания чистого, поддерживаемого кода. Всё это устраняет проблему недостаточной теоретической базы и понимания внутренних принципов технологий.
Овладение современными инструментами разработки. В рамках курсов и лабораторных работ студенты повсеместно используют профессиональные инструменты: современные языки программирования (Java, C#, Python и другие), системы сборки и управления зависимостями, системы контроля версий (GitHub/GitLab), контейнеризацию (Docker), средства автоматизированного тестирования и развёртывания. Например, при выполнении проектов от студентов требуется настроить репозиторий с Git-ветвлением, написать тесты для ключевых модулей, использовать системы Continuous Integration для сборки. Отдельный курс по DevOps знакомит с инструментами оркестрации, контейнеризацией, облачными платформами. Таким образом, выпускники выходят не только с теоретическим багажом, но и с уверенными практическими навыками работы с инструментами, которые востребованы в компаниях.
Широкий технологический кругозор (избежание узкой специализации). Учебный план намеренно включает разнообразный технологический стек. Студенты пробуют несколько языков программирования (например, C++/C#, Java, Python, JavaScript), изучают разные парадигмы (объектно-ориентированную, функциональную, скриптовую), осваивают как разработки веб-интерфейсов, так и серверной части, работу с реляционными и NoSQL базами данных, основы мобильной разработки и т.д. Также включены элементы отечественных технологий, в частности, платформа 1С:Предприятие, чтобы расширить кругозор и подготовить к задачам импортозамещения. Благодаря такому разнообразию выпускники не привязаны жёстко к одной технологии и готовы быстро осваивать новые инструменты по мере развития отрасли.
Развитие soft skills и управленческих компетенций. Для устранения дефицита коммуникативных и лидерских навыков учебный процесс предусматривает множество командных форм работы. Проектные группы назначают студентов на различные роли (тимлид, аналитик, разработчик, тестировщик), что учит координации в команде и ответственности за свою часть проекта. Студенты регулярно презентуют результаты своих проектов, участвуют в групповых обсуждениях и брейнштормингах, получают обратную связь от однокурсников и экспертов, тем самым тренируют навыки публичных выступлений, аргументации и ведения дискуссии. Проводятся тренинги и семинары по командному взаимодействию, в том числе при участии HR-специалистов компаний, которые обучают навыкам деловой коммуникации, тайм-менеджмента, конфликтологии. Также внедряется практика наставничества: старшекурсники и приглашённые инженеры из компаний выступают менторами для студентов младших курсов при выполнении проектов, что не только помогает новичкам, но и развивает у старших навыки обучения и руководства. В итоге выпускники приобретают ценные soft skills: умение ясно излагать мысли, работать в коллективе, планировать и организовывать работу, что высоко ценится работодателями.
Расширенная компетентностная модель, обеспечивающая формирование в процессе подготовки следующих профессиональных компетенций:
ПК-1 – Способен работать с заинтересованными сторонами.
ПК-2 – Способен обеспечивать изменения в организации.
ПК-3 – Способен использовать методы и инструменты анализа данных.
ПК-4 – Способен проектировать и внедрять изменения бизнес-процессов.
ПК-5 – Выполняет концептуально-логическое проектирование системы, внедрение и сопровождение разработанных проектных решений.
ПК-6 – Способен применять знания предметной области, знание отраслевой специфики и стандартов.
ПК-7 – Способен выстраивать и анализировать взаимосвязь технических решений и задач разработки с бизнес-целями и показателями компании.
ПК-8 – Способен выполнять разработку и верификацию требований к информационным системам, проектирование и имплементацию программного обеспечения.
ПК-9 – Способен выполнять работы и управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы
Учебный план |
|
© 2025 МИРЭА - Российский технологический университет
Все права на материалы сайта mirea.ru принадлежат РТУ МИРЭА. Правила использования сайта.